«Скорая помощь» при нервном возбуждении
Если ребенок чем-то возмущен и готов вот-вот взорваться или разрыдаться, предложите ему (а лучше вместе с ним) совершить одно из предлагаемых ниже (или все подряд) действий.
- Постоять на одной ноге, поджав под себя другую (как цапля); затем несколько раз подпрыгнуть.
- Поставить ноги в одну линию (левая впереди, пятка приставлена к носку правой) и имитировать руками движения крыльев ветряной мельницы в течение примерно 30 секунд. Если потеряли равновесие, походите по комнате и попробуйте еще раз
- Вдохнуть и поднять руки в стороны, на выдохе поставить левую ногу впереди правой (вплотную к ней, как в предыдущем упражнении) и закрыть глаза. Постойте так, сколько сможете.
- Бросить мяч в стену и поймать его.
- Стоя бросить мяч в стену, дать ему отскочить от пола, а в это время присесть – и поймать его сидя.
- Выполнить то же самое упражнение, при этом постараться успеть не только сесть, но и снова встать – и поймать мяч стоя.
- Стоя бросить мяч в стену и, пока он отскакивает от пола, повернуться на 360° вокруг своей оси и поймать его.
- Пройтись или пробежаться по комнате как слон (опора на вытянутые руки и выпрямленные ноги – не сгибать их в коленных суставах).
- Встать в позу «дерево»: ступня одной ноги упирается во внутреннюю поверхность бедра другой ноги, которая является опорной, руки подняты вверх и сомкнуты ладонями. В такой позе постоять 1–2 минуты.
- Упражнения для «выпускания пара»:
- разбивание ненужных деревянных и иных предметов;
- «отрабатывание удара» на подушке;
- крупномасштабная работа с использованием малярных кистей, губки, тряпки, ног, рук и т.д.;
- составление композиции из природных материалов;
- работа с глиной, пластилином;
- «скульптура» из папье-маше (работа включает разрывание и склеивание).
- Дыхательные упражнения.
- Дыхание животом. Живот во время глубокого вдоха надувается и опадает при медленном выдохе. Продолжительность вдоха 3-4 секунды, после чего требуется на пару секунд задержать дыхание, а затем 4-5 секунд выдыхать. Интервал между дыханием – 2-3 секунды.
- Дыхание грудной клеткой. Вдох – рёбра «раскрываются» на 3-4 секунды, затем задержка дыхания на 2 секунды. После идёт выдох, грудная клетка «сжимается» в течение 4-5 секунд. Далее 2-3 секунды перерыва, и упражнение повторяется.
20 СПОСОБОВ УТИХОМИРИТЬ РЕБЕНКА дошкольного возраста
- Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.
- Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”.
- Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.
- Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.
- Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
- Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
- Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
- Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
- Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
- Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.
- Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.
- Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.
- Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки, и когда ребенок к вам прибежит, крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.
- Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки. 15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы.
Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).
- Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.
- Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”)
- Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.
- Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.
- Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи. Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние. Конечно, при этих способах важно, чтобы мама сама была в спокойном состоянии, тогда всё обязательно получится!
Игры на адекватность эмоционального реагирования
и снятие эмоционального напряжения
«Ласковые лапки». Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Педагог объясняет ему, что по руке будет ходить зверек и касаться лапками. Надо с закрытыми глазами угадать «зверька». Прикосновения должны быть поглаживающими и приятными. Варианты игры: зверек прикасается к щеке, колену, ладони. Для развития навыков коммуникативности, это упражнение могут выполнять дети друг с другом.
«Дневник настроения». Заведите вместе с ребенком общую тетрадь, в которой необходимо каждый день отмечать его настроение. Введите условные обозначения: солнышко – веселое, радостное настроение; тучка – немножко грустно, хочется помолчать; молния – грустно и скучно, хочется плакать и другие. Дневник настроения усилит внимание ребенка к своим эмоциям, даст возможность осознать свое эмоциональное состояние, выразить его словами.
«Огонь и лед» – попеременное напряжение и расслабление всего тела. «Огонь!» – дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
«Тряпичная кукла» – детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо и т.д.». Упражнение выполняется в произвольном темпе.
«Передайте по кругу» стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка.
«Выйди и войди» как Пьеро, как Буратино, как Мальвина, как солдат, как Карабас Барабас, как Карлсон, как Бармалей и т.д.
«Дизайнеры». Каждый ребенок получает по тюбику помады или краски для тела. Ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки и ноги. Взрослый тоже позволяет себя «украсить». Он следит за тем, чтобы дети приносили друг другу радость.
«Спаси птенца». Представь себе, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику, сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложи ладошки к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца. Теперь раскрой ладони, ты увидишь, как птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.
Составители:
врач-невролог к.м.н. Салова М.Н.,
врач лечебной физкультуры Силкина Н.Н.
Игры на формирование грамматического строя речи у детей
Игры на формирование грамматического строя речи у детей В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи. Речевые игры помогают
«Скорая помощь» при нервном возбуждении
«Скорая помощь» при нервном возбуждении Если ребенок чем-то возмущен и готов вот-вот взорваться или разрыдаться, предложите ему (а лучше вместе с ним) совершить одно из
Откуда берутся истеричные дети?
Откуда берутся истеричные дети? 10 РОДИТЕЛЬСКИХ ОШИБОК, которые приводят к детским истерикам Ошибка № 1: Позволять ребенку все. Когда ребенок не встречает ни малейшего
Детское упрямство
Детское упрямство Упрямство — поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный
50 фраз, которые нужно говорить детям
50 фраз, которые нужно говорить детям Случается, что, кроме «молодец, хорошо», сказать своему ребенку больше и нечего, чтобы выразить свою поддержку и веру в него.
Игры для расширения словарного запаса ребенка
Игры для расширения словарного запаса ребенка Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет,