Игры на формирование грамматического строя речи у детей
В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
«Скажи наоборот»
Цель:усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар… (шары) комар… (комары)
гриб… (грибы) шкаф… (шкафы)
стол… (столы) мяч… (мячи)
сапог… (сапоги) петух… (петухи)
паук… (пауки) пирог… (пироги)
дом… (дома) глаз… (глаза)
лес… (леса) окно… (окна)
ведро… (ведра) корова… (коровы)
роза… (розы) пила… (пилы)
лимон… (лимоны) слива… (сливы)
тетрадь… (тетради) книга… (книги)
кубик… (кубики) ложка… (ложки)
мышка… (мышки)
«Чего много?»
Цель:усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Примерный речевой материал:
Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол;
гриб — много грибов; карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек; стул — много стульев:
дерево — много деревьев; перо — много перьев;
колесо — много колес; тетрадь — много тетрадей.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель :упражнение в согласовании местоимения с существительным.
- Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
- Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Посчитай».
Цель:практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
«Услышь ласковое слово».
Цель:освоение образования слов с помощью суффикса.
Примерный речевой материал:
лес — лесок; голос — голосок;
петух — петушок; старик — старичок;
друг — дружок; снег — снежок;
бок — бочок; круг — кружок;
береза — березка; шуба — шубка;
лошадь — лошадка; корова — коровка;
капля — капелька; рука — ручка;
нога — ножка; береза — березонька;
ночь — ноченька; дочь — доченька;
Оля — Оленька; рука — рученька;
нога — ноженька; подруга — подруженька;
лиса — лисичка; вода — водичка;
сестра — сестричка; голова — головушка;
зима — зимушка; зерно — зернышко;
перо — перышко; крыло — крылышко;
гнездо — гнездышко; бревно — бревнышко;
солнце — солнышко; вода — водица;
каша — кашица; кожа — кожица;
масло — маслице; кресло — креслице;
платье — платьице; письмо — письмецо;
пальто — пальтецо.
«Цепочка».
Цель:упражнение в образовании новых слов по образцу.
Образец ответа: человек — человечек — человечище.
Примерный речевой материал:
кулак — … — … нога — … — …
волос — … — … плечи — … — …
нос — … — … рука — … — …
клюв — … — … усы — … — ….
«Скажи правильно».
Цель: упражнение в подборе глаголов.
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
«Подумай, как сказать: Лодка подплыла от берега. Лодка отплыла от берега.»
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры.
Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола.
Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост.
«Ждем гостей».
Цель:упражнение детей в словообразовании.
Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется.
Образец ответа: посуда для салата — салатница.
Примерный речевой материал:
посуда для супа — … посуда для хлеба — …
посуда для соуса — … посуда для сливок — …
посуда для масла — … посуда для конфет — …
посуда для молока — … посуда для сухарей — …
«Подумай и назови».
Цель:упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.
При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день …
Если на улице шум, то улица …
Если человеку сопутствует удача, то человек …
Если у человека талант, то человек …
Если весь день идет дождь, то день …
Если корова приносит людям пользу, то корова …
Если у человека есть здоровье, то человек …
Составитель
Логопед высшей категории
Мария Николаевна Болдырева
Игры на формирование грамматического строя речи у детей
Игры на формирование грамматического строя речи у детей В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи. Речевые игры помогают
«Скорая помощь» при нервном возбуждении
«Скорая помощь» при нервном возбуждении Если ребенок чем-то возмущен и готов вот-вот взорваться или разрыдаться, предложите ему (а лучше вместе с ним) совершить одно из
Откуда берутся истеричные дети?
Откуда берутся истеричные дети? 10 РОДИТЕЛЬСКИХ ОШИБОК, которые приводят к детским истерикам Ошибка № 1: Позволять ребенку все. Когда ребенок не встречает ни малейшего
Детское упрямство
Детское упрямство Упрямство — поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный
50 фраз, которые нужно говорить детям
50 фраз, которые нужно говорить детям Случается, что, кроме «молодец, хорошо», сказать своему ребенку больше и нечего, чтобы выразить свою поддержку и веру в него.
Игры для расширения словарного запаса ребенка
Игры для расширения словарного запаса ребенка Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет,