Игры на формирование грамматического строя речи у детей

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

«Скажи наоборот»

Цель:усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар… (шары)                                комар… (комары)

гриб… (грибы)                             шкаф… (шкафы)

стол… (столы)                        мяч… (мячи)

сапог… (сапоги)                     петух… (петухи)

паук… (пауки)                        пирог… (пироги)

дом… (дома)                           глаз… (глаза)

лес… (леса)                             окно… (окна)

ведро… (ведра)                       корова… (коровы)

роза… (розы)                          пила… (пилы)

лимон… (лимоны)                  слива… (сливы)

тетрадь… (тетради)                книга… (книги)

кубик… (кубики)                    ложка… (ложки)

мышка… (мышки)

«Чего много?»

Цель:усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Примерный речевой материал:

Апельсин — много апельсинов;                  кукла — много кукол;

гриб — много грибов;                              карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;                              стул — много стульев:

дерево — много деревьев;                        перо — много перьев;

колесо — много колес;                             тетрадь — много тетрадей.

«Мой—моя—мое—мои»

Цель :упражнение в согласовании местоимения с существительным.

  1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

  1. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

«Посчитай».

Цель:практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Услышь ласковое слово».

Цель:освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;                                             голос — голосок;

петух — петушок;                           старик — старичок;

друг — дружок;                              снег — снежок;

бок — бочок;                                   круг — кружок;

береза — березка;                           шуба — шубка;

лошадь — лошадка;                        корова — коровка;

капля — капелька;                          рука — ручка;

нога — ножка;                                 береза — березонька;

ночь — ноченька;                            дочь — доченька;

Оля — Оленька;                              рука — рученька;

нога — ноженька;                           подруга — подруженька;

лиса — лисичка;                              вода — водичка;

сестра — сестричка;                        голова — головушка;

зима — зимушка;                            зерно — зернышко;

перо — перышко;                           крыло — крылышко;

гнездо — гнездышко;                     бревно — бревнышко;

солнце — солнышко;                      вода — водица;

каша — кашица;                              кожа — кожица;

масло — маслице;                           кресло — креслице;

платье — платьице;                         письмо — письмецо;

пальто — пальтецо. 

«Цепочка».

Цель:упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак — … — …                                      нога — … — …

волос — … — …                               плечи — … — …

нос — … — …                                  рука — … — …

клюв — … — …                               усы — … — ….

«Скажи правильно».

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

«Подумай, как сказать: Лодка подплыла от берега. Лодка отплыла от берега.»

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

«Ждем гостей».

Цель:упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа — …                            посуда для хлеба — …

посуда для соуса — …                     посуда для сливок — …

посуда для масла — …                     посуда для конфет — …

посуда для молока — …                  посуда для сухарей — …

«Подумай и назови».

Цель:упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день …

Если на улице шум, то улица …

Если человеку сопутствует удача, то человек …

Если у человека талант, то человек …

Если весь день идет дождь, то день …

Если корова приносит людям пользу, то корова …

Если у человека есть здоровье, то человек …

Составитель

Логопед высшей категории

Мария Николаевна Болдырева

Детское упрямство

Детское упрямство    Упрямство — поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный

Читать далее »
Call Now Button