Игры для развития мышления

«Стройка». Дети в результате обсуждения (с участием взрослого) приходят к решению построить паровоз из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают его форму, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого построения возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с педагогом проходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата – подводится итог.

«Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых ребенок-ведущий «собирает» автомобиль.

«Восковая скульптура». Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к ранее приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры. Происходит обсуждение.

«Я – Золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например, «Сказку о рыбаке и рыбке» от лица каждого из персонажей: старика, старухи, рыбки, моря (можно роли разделить между разными детьми). При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: «А что ты при этом чувствовал(а)?», «А зачем тебе быть столбовой дворянкой?»

«Аукцион ассоциаций». Дети делятся на две команды. Им предлагается какая-либо вещь, которой они должны предложить образные названия, различное применение. Какая команда выскажет больше интересных идей, побеждает. В качестве «разыгрываемых на аукционе» вещей можно предложить абстрактную картинку, шелковый платок, изогнутую корягу.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Цель воздействия: улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, улучшение памяти и устойчивости внимания.

Время выполнения: от 5–10 до 20–35 минут в день. Длительность одного комплекса упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.

 

Комплекс 1.

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Сначала от указательного пальца к мизинцу, затем наоборот. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак рука, ладонь ребром, распрямленная ладонь; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
  3. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
  4. Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правой рукой взяться за нос, а левой – за правое ухо.

Комплекс 2.

  1. Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  3. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1–2, 1–2–3 и т.д.
  4. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  5. Вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  6. По команде «Ухо!» взяться за ухо, по команде «Нос!» – за нос. Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.
  7. Стоя сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что летишь, размахивая крыльями.

Комплекс 3.

  1. Стоя опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
  2. Прижать ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
  3. Встать на четвереньки и ползти, не задевая расставленные предметы на полу, руки ставить крест-накрест.
  4. Сидя на полу, вытянуть ноги перед собой. Совершать движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно.

Детское упрямство

Детское упрямство    Упрямство — поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный

Читать далее »
Call Now Button